ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 1/2/15-1314 від 03.01.2001
м.Київ
vd20010103 vn1/2/15-1314
Государственная налоговая администрация Украины <...>
относительно особенностей применения субъектами
предпринимательской деятельности упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности <...> сообщает.
1. Статьей 1 Закона Украины от 19.10.2000 N 2063-III
"О государственной поддержке малого
предпринимательства" определено понятие субъекта малого
предпринимательства. Согласно Закону субъектами малого
предпринимательства являются физические лица, зарегистрированные в
установленном законом порядке в качестве субъектов
предпринимательской деятельности, и юридические лица - субъекты
предпринимательской деятельности любой организационно-правовой
формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность
работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50
человек и объем годового валового дохода не превышает 500000 евро.
То есть поскольку данный Закон определяет
правовые основы государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства, то статьей 1 определено, какие субъекты
предпринимательской деятельности относятся к категории субъектов
малого предпринимательства.
Одним из основных направлений государственной поддержки
малого предпринимательства является введение упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности.
Статьей 1 Указа Президента Украины от 03.07.98 N 727/98
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности субъектов малого предпринимательства" (в редакции Указа
от 28.06.99 N 746/99 предусмотрено, что упрощенная
система налогообложения, учета и отчетности вводится для следующих
субъектов малого предпринимательства:
физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица и в трудовых
отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года
состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации
продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс.
гривень;
юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности
любой организационно-правовой формы и формы собственности, в
которых за год среднеучетная численность работающих не превышает
50 человек и объем выручки от реализации продукции (товаров,
работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривень.
Таким образом, из субъектов предпринимательской деятельности,
которые согласно Закону относятся к категории
субъектов малого предпринимательства, на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности могут перейти только
соответствующие требованиям Указа.
2. Что касается определения базы обложения единым налогом
субъектов малого предпринимательства - юридических лиц,
осуществляющих свою деятельность на основании договоров комиссии и
других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские
предприятия, комиссионная торговля), то согласно предоставленному
Министерством финансов Украины разъяснению от 04.10.2000
N 053-39136 Государственная налоговая
администрация сообщает.
В соответствии со статьей 1 Указа выручкой от
реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма,
фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности
на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по
продаже продукции (товаров, работ, услуг).
То есть в отличие от метода начисления, по которому
определялась выручка от реализации продукции (товаров, работ,
услуг), предусмотренная Указом Президента Украины от 03.07.98
N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета
и отчетности субъектов малого предпринимательства", применяется
кассовый метод исчисления выручки, при котором учитываются все
поступления средств.
Кроме того, согласно Порядку ведения книги учета доходов и
расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица,
применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, утвержденному приказом ГНА Украины от 12.10.99 N 554
и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины
19.10.99 за N 713/4006, в доходной части отражаются все
поступления, полученные на расчетный счет и в кассу субъектом
малого предпринимательства от продажи продукции (товаров, работ,
услуг), имущества, включая основные фонды, принадлежащие субъекту
малого предпринимательства и реализованные в отчетном (налоговом)
периоде, внереализационные доходы и выручка от прочей реализации.
То есть субъект малого предпринимательства для обложения
единым налогом должен учитывать все поступления, полученные на
расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ,
услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от прочей
реализации, кроме средств, поступающих на расчетный счет субъекта
предпринимательства в качестве транзитных, и он не имеет права
собственности на такие средства.
В случае если субъект предпринимательства, перешедший на
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности,
осуществляет свою деятельность на основании договоров комиссии и
других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские
предприятия, комиссионная торговля) и с учетом того, что средства,
поступающие на расчетный счет предприятия, являются транзитными и
оно не имеет права собственности на такие средства, при
определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ,
услуг) для начисления единого налога эти средства не включаются в
базу налогообложения.
То есть такие предприятия для обложения единым налогом должны
учитывать сумму комиссионного вознаграждения, оставшуюся в их
распоряжении.
Председатель Н.Азаров
"Бухгалтерская газета", N 3, 17 января 2001 г.
|