ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 4138/7/19-1317 від 29.03.2001
Относительно предоставления разъяснений
к порядку начисления и погашения пени
Государственная налоговая администрация во исполнение
подпункта 4.4.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона Украины от
21.12.2000 г. N 2181-III "О порядке погашения
обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами" доводит для сведения и учета в
работе комментарий (разъяснение) к порядку начисления и погашения
пени, взыскиваемой с плательщиков налогов в связи с
несвоевременным погашением согласованного налогового
обязательства, установленному Инструкцией о порядке начисления и
погашения пени, утвержденной приказом ГНА Украины от 01.03.2001 г.
N 77 и зарегистрированной в Министерстве юстиции
Украины 16.03.2001 г. под N 240/5431.
Обязуем довести указанное до подчиненных налоговых органов и
плательщиков налогов.
Заместитель Председателя В.Онищенко
Комментарий (разъяснение)
к Инструкции о порядке начисления и погашения пени
С 1 апреля 2001 года вступает в силу порядок начисления и
погашения пени, взыскиваемой с плательщиков налогов в связи с
несвоевременным погашением согласованного налогового
обязательства, установленный Инструкцией о порядке начисления и
погашения пени, утвержденной приказом ГНА Украины от 01.03.2001 г.
N 77 и зарегистрированной в Министерстве юстиции
Украины 16.03.2001 г. под N 240/5431. Указанная Инструкция
разработана в соответствии с Законом Украины "О порядке погашения
обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и
государственными целевыми фондами", Законом Украины "О
системе налогообложения в Украине", Законом Украины "О
государственной налоговой службе в Украине" и другими
нормативно-правовыми актами.
С учетом того что новый порядок начисления и погашения пени
существенно отличается от действовавшего до 01.04.2001 г.,
хотелось бы обратить внимание на наиболее принципиальные отличия.
Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего
за последним днем предельного срока уплаты. Предельным сроком
уплаты налогового обязательства являются:
- при самостоятельном начислении суммы налогового
обязательства плательщиком налогов - 10 календарных дней,
следующих за последним днем соответствующего предельного срока,
предусмотренного для представления налоговой декларации (то есть,
например, при представлении декларации 20-го числа срок погашения
налогового обязательства - с 21-го по 30-е число);
- при начислении суммы налогового обязательства
контролирующими органами - 10 календарных дней со дня получения
плательщиком налогового уведомления (решения) о таком начислении
(то есть, например, при доначислении суммы по акту проверки
налогового органа, если налоговое уведомление (решение) вручено
плательщику 10- го числа, срок погашения налогового обязательства
- с 11-го по 20-е число).
В случае если плательщик налогов считает, что контролирующий
орган неверно определил сумму налогового обязательства, он имеет
право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре
принятого решения. Жалоба должна быть подана в течение 10
календарных дней, следующих за днем получения плательщиком
налогового уведомления или другого решения налогового органа, в
письменной форме и может сопровождаться любыми документами,
которые плательщик считает нужным представить. Контролирующий
орган обязан направить свое решение по поводу рассмотрения жалобы
в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы.
В случае если контролирующий орган не удовлетворяет или не
полностью удовлетворяет жалобу плательщика, последний в течение 10
календарных дней, следующих за днем ответа, имеет право обратиться
с повторной жалобой в контролирующий орган более высокого уровня,
а в случае повторного полного или частичного неудовлетворения
жалобы - в контролирующий орган более высокого уровня с
соблюдением вышеуказанных сроков. Окончательное решение высшего
(центрального) контролирующего органа может быть обжаловано в
судебном порядке.
Обжалование сумм начисленных плательщику штрафных санкций,
предусмотренных Законом, приравнивается к обжалованию сумм налога.
Руководитель контролирующего органа может принять решение о
продлении сроков рассмотрения жалобы плательщика сверх
вышеуказанных, но не более 60 календарных дней и письменно
уведомить об этом плательщика.
В случае если в соответствии с законом контролирующий орган
самостоятельно определяет налоговое обязательство плательщика по
причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства,
плательщик имеет право на административное обжалование решений в
течение 30 дней вместо 10.
При проведении процедуры административного обжалования
налогового обязательства, описанной выше, предельным сроком уплаты
налогового обязательства являются:
- 10 календарных дней со дня получения плательщиком решения о
частичном удовлетворении жалобы при условии его согласования с
плательщиком (налоговый компромисс);
- 10 календарных дней со дня получения плательщиком решения
контролирующего органа, не подлежащего дальнейшему
административному обжалованию;
- 10 календарных дней со дня возбуждения судом (арбитражным
судом) производства по делу по иску плательщика налогов о
признании недействительным решения контролирующего органа.
Новый порядок предусматривает единый размер пени по всем
налогам и сборам (обязательным платежам), за исключением пени
относительно нарушения сроков расчетов в сфере внешнеэкономической
деятельности, при этом:
1) пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму
штрафных санкций при их наличии);
2) для исчисления пени за каждый календарный день просрочки в
уплате налогового долга используется единый расчетный размер пени
- 120 процентов от ставки НБУ;
3) для расчета пени берется большая из двух учетных ставок
НБУ - на день возникновения налогового долга или на день его
погашения.
С учетом вышеуказанных требований пеня по новому порядку
рассчитывается исключительно в момент уплаты налогового долга
(части налогового долга).
Плательщик налогов при частичном погашении налогового долга
обязан определять сумму такой части с учетом самостоятельно
начисленной пени (пример расчета пени приведен в Инструкции).
Полным же погашением налогового долга является погашение
налогового долга с учетом как пени, так и штрафных санкций.
Однако считаем уместным напомнить, что при своевременной и
полной уплате платежей в бюджет у плательщиков не возникнет
недоразумений с контролирующими органами и не будет проблем,
связанных с начислением пени. Поэтому надеемся на своевременную и
полную уплату всех видов платежей в бюджет.
Начальник Главного управления
учета и отчетности ГНАУ А.Парпалыга
"Бухгалтерская газета",
N 14, 11 апреля 2001 г.
|